Кевин Киган: самый странный, самый дикий. Два "Золотых мяча" на полку
Вспоминаем одного из самых неоднозначных обладателей главной индивидуальной награды мира.
Фото: francefootball.fr
Маленький, хитрый, везучий
Джозеф Киган (это настоящее имя Кевина) родился 14 февраля 1951 года в Армторпе в рабоче-крестьянской английской семье. Его отец переехал в скромный пригород Донкастера незадолго до рождения будущей легенды в поисках работы — в городе располагалась угольная шахта, ставшая в итоге основным источником дохода для Кигана-старшего.
Футбол "Могучему мышонку" был практически предначертан. Вся его семья, включая дядю и многочисленных братьев и сестер болела за "Ньюкасл" (должок Киган в будущем отдаст), сам же Джозеф болел за местных — "Донкастер Роверс". Но болеть ему было мало — Киган с юных лет начал играть сам, после того как дядя подарил ему футбольный мяч. Отец дополнил подарок бутсами, и дело пошло — ближайший к дому парк превратился в стадион для юного футболиста.
Но не только футбол был страстью Кигана — он в целом любил спорт. Бокс, крикет и регби были его спутниками в молодости, но самое главное место в жизни Джозефа занимал бег. Уже в 15 лет он пробежал с друзьями марафон в 50 километров, что стало для него самого, по собственному признанию, лучшей школой — с того забега его больше никогда не волновали даже самые тяжелые клубные тренировки.
В большой футбол Кигану помог пробиться случай. В 16 лет Джозеф, чтобы не голодать, устроился на работу в Pegler, компанию по производству сантехники. Там его определили в команду при заводе — играть в воскресной лиге Донкастера. Затем Киган перешёл в команду отеля Lonsdale, и в один прекрасный день судьба не свела его с командой "Вудфилд Социал". Игрок команды соперника Билл Неллис отметил талант Кигана, и посоветовал тому отправиться на просмотр в местную команду из четвертого дивизиона — "Сканторп".
"Сканторп Юнайтед" — рабоче-крестьянский клуб, чье нутро — не заработок, а любовь к футболу; условия были соответствующими. Тренировки на бетоне, невозможность купить новые сетки и даже нанять водителя — клубный автобус водили сами игроки. В том числе и Киган — однажды он даже угодил в аварию, за что его чуть не выгнали из "Сканторпа".
Но не выгнали — и не ошиблись. У "Маленького мышонка", чью позицию тренер видел справа в полузащите, была отличная статистика. 18 голов за 124 матча — для четвертого дивизиона и своего амплуа Киган был топ-страйкером.
В 1970 году восходящая звезда помогла маленькому "Сканторпу" добраться аж до пятого раунда Кубка Англии, выбив даже "Шеффилд Уэнсдей" из высшего дивизиона. После этого полузащитник дал интервью, в котором заявил: "Если бы я оказался в Первом дивизионе, думаю, я бы поборолся. Здесь я играю в футбол такого уровня".
Интервью было услышано Джеффом Твентименом, скаутом "Ливерпуля". Он предложил игрока Биллу Шенкли — тот приказал доставить Кигана к нему в офис, а в "Сканторп" направить предложение о трансфере. Рон Эшман, менеджер клуба, был в восторге — никогда прежде в "Сканторп" за игроками не обращались клубы такого уровня. Поэтому решение было простое и единственное — Рон взял Джозефа в охапку и повез в Ливерпуль.
Конечно, никто не ожидал, как все повернется дальше. Киган повёл себя очень дерзко, попросив у "Ливерпуля" зарплату в 50 фунтов в неделю против 45 фунтов в месяц в "Сканторпе". Легендарный тренер Билл Шенкли оценил хитрого юношу. Ему насыпали ровно то, что тот пожелал, а в "Сканторп" отправили 30000 фунтов стерлингов — огромные деньги для четвертого дивизиона.
Революция для Кигана — революция для "Ливерпуля"
Для Кигана началось новое время. Шенкли видел его, как изначально и планировалось, правым полузащитником — но опять вмешался случай. Из-за отсутствия у игрока какой-либо тактической выучки он слабо ориентировался в построениях Билла Шенкли. Одновременно с этим Киган был "легким и быстрым", и хотя он со своим телосложением и ростом и близко не похож был на типичного английского форварда — крупного и тяжелого тарана, менеджер решил передвинуть его в нападение на предсезонных играх. Такое дерзкое решение окупилось сразу же — дубль против "Саутпорта" и покер во внутреннем матче между основой и дублем. Так Киган окончательно убедил Шенкли, что он — форвард.
Так "Ливерпуль" и начал сезон — с Джоном Тошаком и Джозефом Киганом в нападении. Второй, кстати, перед стартом решился на смену имени — перестал подписываться как Джозеф, и стал делать это иначе. Так мир узнал Кевина Кигана.
Дебют у Кевина удался. 14 августа 1971 года "Ливерпуль" принимал "Ноттингем Форест" на "Энфилде", и уже через 12 минут после стартового свистка новичок забил. В этой же игре он заработал пенальти — так красные победили. Для первого матча это было даже очень солидно.
А дальше — как в сказке. Первый сезон "Ливерпуль" и Киган притирались друг к другу, чтобы в следующем разорвать — мерсисайдцы выиграли чемпионат Англии впервые за семь лет. Маленький и юркий, но в то же время быстрый и опасный, хорошо играющий головой Кевин всесторонне помогал — забивал, ассистировал и зарабатывал пенальти. Если и не кумиром, то любимчиком публики англичанин точно стал — получив прозвище "Майти Маус", "Могучий мышонок". Но чемпионство стало только первым в череде совместных успехов.
В 1973 году вместе с чемпионством "Ливерпуль" победил в Кубке УЕФА. Помогли хитрость и случай — первый матч против "Боруссии" не был доигран из-за дождя, но опытнейший Билл Шенкли сделал выводы по игре — немцы плохо оборонялись верхом. Несмотря на рост, Киган отлично играл головой — это стало тактикой на финал. И это сработало, ведь Кевин оформил дубль, который и принес мерсисайдцам долгожданную победу.
В следующем сезоне "Ливерпуль" сдал — чемпионат проиграли монструозному "Лидсу", в Европе тоже не заладилось. Зато выиграли второй Кубок Англии. Не без помощи Кигана, конечно, и с его же участием случился главный сюжет того розыгрыша. Самая начальная стадия, матч "Ливерпуль" — "Донкастер Роверс". Киган против любимого клуба, некогда его не взявшего в свою академию. Конечно же, игрок доказал их ошибку, приложив им дубль. По всей дистанции турнира Кевин забивал регулярно, вплоть до финала. Он был вообще легендарным — в присутствии ста тысяч болельщиков на "Уэмбли" Киган уже на третьей минуте уничтожил оборону любимого клуба своей семьи — "Ньюкасла". После он забил еще гол, а в итоге "Ливерпуль" победил 3:0. Еще один трофей в копилку Кевина делал его любимцем публики.
Дальше тоже шло как по маслу. Еще один выигранный чемпионат, еще один Кубок УЕФА и наконец, поход за главным достижением в карьере каждого футболиста и тренера — за треблом. Это случилось в сезоне-1976/77, в целом непростом для Кигана — в декабре скончался его отец, поддерживавший его всю карьеру; в финале Кубка Англии "Ливерпуль" проиграл "Манчестер Юнайтед". Зато чемпионат покорился (уже в третий раз), а в финале Кубка европейских чемпионов против той же "Боруссии" Киган заработал победный пенальти — спасибо скорости.
Казалось бы, в Мерсисайде для "Могучего мышонка" все было безоблачно. Трофеи, титулы, деньги — но в самый разгар всего этого Киган вдруг объявил, что новый контракт с клубом подписывать не будет. Пресыщенность трофеями и Англией, ее стилем футбола, смерть отца и просто тяжелый характер привели к тому, что Киган решил покинуть клуб и чемпионат. И выбор сделал, честно говоря, максимально странный.
Эксцентричный выбор в странный год
В "Ливерпуле" Кигана задерживать не стали. Во-первых, сказался настрой форварда — он решительно хотел покинуть Англию. Неудачи со сборной (то десятилетие — одно из худших в истории сборной Англии) и ряд других причин заставили Кевина заскучать. Во-вторых, сыграл роль и тяжелый характер англичанина — Киган нередко мог ударить кого-то из соперников, после получая длительную дисквалификацию; за пределами же поля он был не очень общительным человеком. Наконец, в-третьих, на горизонте просто маячил Кенни Далглиш — супербомбардир из Шотландии, за которым охотились все топы Англии. Но на него нужны были деньги — и продажа Кигана могла их дать.
Как только весть о том, что форвард продается, ушла в Европу, в Ливерпуль стопками полетели предложения. Самое сочное пришло от "Реала", и, казалось, что дело будет сделано — но вместо этого Киган выбрал скромный немецкий "Гамбург". Немцы до того не поднимались выше шестого места уже больше десяти лет, и переход в такой клуб выглядел не иначе, как эпатированием публики со стороны англичанина.
Само собой, это не понравилось никому. В первую очередь, новым одноклубникам — они считали Кевина зазнайкой и снобом, который шутки ради перешел в немецкий середняк, чтобы себя развлечь. Не устроило футболистов и то, что их любимого тренера заменили на нового — подобранного специально под Кигана.
Болельщики переход тоже не оценили — они считали, что Кевин повел себя высокомерно, да и сумма трансфера им показалась заоблачной — полмиллиона фунтов стерлингов вывалил "Гамбург" за переход англичанина. Британский трансферный рекорд был установлен, и чуялся во всем этом какой-то подвох.
Кевину было непросто. Давление от партнеров ощущалось — и хотя форвард забил во всех товарищеских матчах, лучше не становилось. Нервы привели к тому, что в одной из товарищеских игр, после жесткого фола на себе, Киган ударил соперника. Не дожидаясь реакции судьи, футболист покинул поле — и получил дисквалификацию на восемь недель.
Это событие стало определяющим — или одноклубники увидели, что Кевину не плевать на команду, или им просто стало его жаль, но эти восемь недель они потратили на интеграцию Кигана в команду. Форвард потянулся навстречу — начал учить немецкий, встречаться с партнерами вне поля и переехал в постоянное жилье. Плохое время закончилось, начался сезон — и хотя "Гамбург" занял в чемпионате только десятое место, вряд ли Кевин мог бы жаловаться. Прическа форварда — легендарные завитушки — стала новой модой в немецком футболе; голы Кевин тоже забивал, наколотив 12 мячей за сезон. Финальным подарком стал "Золотой мяч".
Что? Так буднично? Самая престижная награда в футболе — и наравне с прической? Как бы не прозвучало странно, но да. "Золотой мяч"-1978 стал одним из самых странных в мировом футболе. Что сделал Киган в тот год? Перешел в "Гамбург", забил 12 голов, занял десятое место. Еще очередной раз провалился со сборной — в общем, топ-набор для "Золотого мяча". Но тем не менее, девять из 26 журналистов поставили Кигана на первое место. В сумме англичанин заработал 87 баллов и стал первым обладателем столь престижной награды, не игравшем в тот год на чемпионате мира или Европы.
В чем была логика вручения такой награды? Ни в чем, по большому счету. Если смотреть с точки зрения пиара, то один из лучших футболистов своего времени слегка сошел с ума и перешел из топ-клуба в середняк. Там не затерялся, но и не зажег в первый год — в общем, вопросов по этому "Золотому мячу" хватает до сих пор.
Все переменилось в следующий год. "Гамбург" назначил на тренерский пост Юргена Клоппа того времени — Бранко Зебека. Коуч был известен тем, что изматывал тяжелейшими тренировками своих футболистов. Те выли от усталости (Киган — в числе первых), но это помогло — клуб впервые за долгое время стал чемпионом Германии. Кевин был главным звеном в этом ошеломительном успехе, и хотя он даже не играл в еврокубках, этого хватило для исторического второго "Золотого мяча".
Двукратного обладателя престижной французской награды хотели все. "Ювентус" отправил оффер на сотни тысяч евро, но отказался сам Киган — ему светил Кубок европейских чемпионов, что было вызовом для него. Он решил продлить контракт и попробовать завоевать с командой европейский трофей.
И ведь почти получилось! "Гамбург" выдал великий евросезон, по пути грохнув "Реал" в полуфинале со счетом 5:1, а до этого разобравшись еще с несколькими крепкими командами. Но в финале немцы уступили "Ноттингем Форесту". Киган в той кампании блистал не так ярко, и, очевидно, загрустил — летом он засобирался покинуть Германию. Что в итоге и сделал.
Есть ли карьера после двух "Золотых мячей"?
Покидал Германию Киган столь же скандально, как и приезжал в нее. Во-первых, он поссорился с Зебеком —устал от тренировок. "Есть футболисты, которым не надо столько бегать, сколько дает Зебек. Они не бегают столько на поле. Я не бегаю столько на поле", — говорил Кевин в процессе отъезда.
Во-вторых, среди десятков предложений, которые посыпались на "Гамбург" после новостей, форвард выбрал самое странное и неденежное — он отправился в "Саутгемптон". "Ливерпуль", кстати, имел право приоритетного обратного выкупа, но отказался от непростого футболиста.
Казалось, что это закат карьеры в целом классного футболиста. Сначала немецкий середняк, потом английский андердог — Киган своими руками гробил карьеру, хотя спокойно мог играть в "Реале" или "Ювентусе". Уход к "святым" был еще одной эксцентричной выходкой, которую никто не понял — но позже Кевин доказал, что может менять любую команду.
В первом сезоне с двукратным обладателем "Золотого мяча" "Саутгемптон" забрался на шестую строчку, забив 76 голов за сезон — результат, который был бы невозможен без Кигана. А уже через год, в сезоне-1981/82 "святые" весь сезон охраняли первую строчку, находясь на ней даже в апреле. И лишь весенний провал в обороне, и, как следствие, кризис, откинул команду на седьмое место.
Тот сезон стал для Кевина выдающимся — в 30 лет, в нетоповом клубе он стал лучшим бомбардиром Англии, забив 26 мячей. Это позволило получить не только дополнительное признание на родине, но и "Золотую бутсу". Само собой, после такого выступления Киган был в бешенстве из-за результата — и накинулся на менеджера клуба Макменеми, потому что тот не усилил оборону. Менеджер, в свою очередь, накинулся на команду — он подозревал игроков в сдаче матчей и намеренном "сливе" первого места. Атмосфера в клубе стала токсичной (не без помощи главной звезды), и форвард решил клуб покинуть незамедлительно.
Куда же он пошел, дважды лучший футболист Европы и лучший бомбардир Англии? Конечно же, во второй дивизион! Киган, ощущавший приближение конца карьеры, решился на создание красивой истории и на очередной эпатажный ход — и перешел в "Ньюкасл".
Клуб, за который болела вся семья Кигана и в котором когда-то мечтал видеть футболиста отец, принял Кевина не просто как родного — как божество. О переходе написали все городские газеты, трибуны сходили с ума и заряжали чанты в честь новичка. Кигану ничего не оставалось, кроме как отплатить за такую любовь еще большей результативностью, и в итоге за два сезона во втором дивизионе форвард настрелял почти 50 мячей.
Кевину нравилось играть за "Ньюкасл", хотя его амбиции и вряд ли были удовлетворены. Но он впервые почувствовал себя "дядькой" — ведь был одним из самых старших игроков в команде, и уж точно самым титулованным. Тренер Алекс Кокс советовался с Киганом по составу и новичкам, а тот старался не сплоховать и давать свою экспертную оценку. Быть на правах легенды и старосты форварду понравилось, и, возможно, так бы и продолжалось — но кое-что случилось.
В сезоне-1983/84 "Ньюкасл" играл в Кубке Англии против "Ливерпуля". Киган получил отличный пас, отрезавший всех защитников, и остался один на один с вратарем. Такие рандеву для Кевина раньше были не редкостью — и почти всегда заканчивались в его пользу. Но в этот раз Марк Лоуренс, вратарь красных, просто обокрал Кигана, когда тот закладывал вираж. Для форварда, известного в первую очередь скоростью и дриблингом, это стало ударом: "Я почувствовал, что мой дриблинг уже не тот. Мой шаг сбился, и я не смог отыграть вратаря. Тогда-то я и подумал, что, наверное, пора".
Киган помог "Ньюкаслу" подняться в первый дивизион, но оставаться на позиции форварда он не мог, а полузащитником быть не хотел. Поэтому он сразу же по итогам сезона объявил о завершении карьеры и уехал с семьей жить в Испанию. Кстати, публично сказав о том, что менеджером он никогда не будет.
Киган солгал — он стал тренером
Конечно, Кевин, как и любой футболист, не смог долго существовать без футбола. Он продержался восемь лет — но игра все же затянула его вновь. На службу Кигана призвал "Ньюкасл" — после того, как форвард завершил там карьеру, утекло много воды, и "сороки" теперь рисковали впервые в истории вылететь в третий дивизион.
Киган вызов принял. Наблюдать разваленную команду на контрасте с тем, что он видел восемь лет назад, было непросто — даже тренировочное поле было завалено хламом и поросло травой. Кевину пришлось нанимать клининг за свой счет, и это стало хорошим сигналом футболистам — в клуб пришел профессионал. После этого тренер (без этого он не мог) поссорился с владельцем клуба, выбив у него несколько миллионов на трансферы. Вливания помогли — клуб не просто не вылетел в третий дивизион, он вышел в первый, на следующий сезон завоевал бронзу АПЛ, а еще через сезон чуть не стал чемпионом.
Потом была еще одна чемпионская гонка (проигранная Фергюсону), а дальше Киган повел себя так, как вел всегда — ушел, когда устал. "На данном этапе Кевин Киган не хочет больше связывать свою жизнь с тренерством, мы пытались", — официальный пресс-релиз "сорок" отлично характеризует англичанина.
Но, как водится, ненадолго. Киган не изменил себе — опять эпатировал, после нескольких замечательных, полных борьбы и погони за трофеями лет в "Ньюкасле" отправившись во второй дивизион, спасать "Фулхэм". А когда спас, опять ушел. Позднее такой же трюк он провернул с "Манчестер Сити", выведя их в АПЛ.
"Ньюкасл", сопровождавший Кигана всю его жизнь, не оставил его и позднее. В 2008 году клуб пригласил Кевина на работу, и тот по традиции начал наводить порядки и требовать усиления. Вот только Майк Эшли, владелец "Ньюкасла", запросы не удовлетворял, вместо этого навязывая своих игроков. Киган, опять же в классическом стиле, набросился на Эшли публично — что привело в итоге к увольнению и судебным разбирательствам. Эшли утверждал, что Киган обрушил его репутацию, а тренер обвинял руководство в несправедливом увольнении. В итоге победа осталась за тренером — исторический кейс для Англии под аплодисменты фанатов "Ньюкасла". И есть ощущение, что совместная история клуба и Кигана все еще не закончена — не так давно Эшли продал "Ньюкасл" шейхам, а Кевин (он любит комментировать дела незадачливого руководителя) выразил восхищение этим фактом.
Кевин Киган, однозначно, один из самых странных футболистов эпохи. Он распоряжался своей карьерой так, будто был уверен, что она у него не одна — менял топ-клуб на середняк, а добившись успеха где-то, уходил еще ниже. Он раскрывал футболистов, ссорился с руководителями и дрался с соперниками — и играл в футбол. "Могучий мышонок" умел удивлять, и, пускай где-то перестарался (включая лихо взятый первый "Золотой мяч"), в целом за свой эпатаж он достоин места в истории. И даже достоин двух "Золотых мячей". Тем более, есть уверенность — с его характером он эти награды даже не заметил.
Другие интересные тексты:
Стэнли Мэттьюз: английский джентльмен и первый обладатель "Золотого Мяча"
Символ и бренд Украины за рубежом. История хладнокровного бомбардира Андрея Шевченко
Радость и боль Роберто Баджо. Противоречивая карьера "Божественного хвостика"
Скандалы, интриги и любовь к футболу. История взлётов и падений Лотара Маттеуса
Принц датский. История о том, как датчанин ростом 165 сантиметров Аллан Симонсен пленил Европу наперекор всему
Ближайшие матчи
16.12.2021, 10:00
8
Тернер такой же, видать, был. Взять, к примеру, Клаудио Раньери, он также берет клубы увядающие, пусть и не всегда, но помогает им встать на ноги. Что уж говорить о Лестере.
Поэтому данную статью приятно почитать, про реально крутого чувака. А не пафосных мажориков.)))