Казахстанский полузащитник Руслан Валиуллин попался на допинге. Что дальше?
Допинг в футболе — редкий гость, но проколы случаются. Разбираемся, что происходит в таких случаях и что ждёт Валиуллина.
Фото: kazfootball.kz
Что случилось?
27-летний левый полузащитник "Тобола" Руслан Валиуллин, казалось, переживает лучшие месяцы своей жизни. В марте он, железобетонный игрок основы своего клуба, впервые попал в сборную Казахстана — и сразу же в стартовый состав. Это повторилось и в июне, и, разумеется, в сентябре: Талгат Байсуфинов рассматривал его как основного игрока на левый фланг.
В матче с Украиной 1 сентября Валиуллин и вовсе провёл как минимум один из лучших матчей в своей карьере: он забил два роскошных гола, один из которых — в самой концовке, на шестой добавленной минуте, зафиксировавший ничейный результат матча (2:2). А после игры дал трогательное интервью, в котором посвятил этот дубль его бабушке, ушедшей за два дня до матча. Красивая история?
Да как бы не так. На следующий матч против Финляндии Валиуллина не оказалось даже в заявке без объяснения причин. То же самое — в третьей игре этой паузы, с Боснией и Герцеговиной. И только после этих игр стало понятно, что же на самом деле произошло.
Первым забил тревогу казахстанский журналист Айдын Кожахмет. 8 сентября, через день после игры с Боснией, он написал у себя в телеграме:
Защитник сборной Казахстана и "Тобола" Руслан Валиуллин сдал положительный допинг-тест. Не знаю, когда это случилось, но именно по этой причине футболист не принимал участия в прошедшем матче с Боснией. Пока неизвестно, какое запрещённое вещество было обнаружено в допинг-пробе Валиуллина и после какого матча эта проба была взята, но, по моей информации, все плохо.Айдын Кожахмет
казахстанский журналист
Как отреагировали официальные стороны?
На следующий день после этой новости с официальным заявлением выступил "Тобол". Клуб подтвердил, что получил информацию о возбуждении дисциплинарного дела со стороны УЕФА, связанного с возможным нарушением антидопинговых правил Русланом Валиуллиным, и что внутреннее разбирательство уже начато.
Допинг-проба у Руслана Валиуллина, как и у еще одного футболиста клуба Сергея Малого была взята после ответного матча 3-го раунда Лиги Конференций "Жилина" — "Тобол". Результат теста был отправлен на личную почту футболиста 2-го сентября, когда футболист уже находился в дороге в Финляндию в составе делегации сборной Казахстана.ФК "Тобол"
в официальном заявлении
Казахстанская федерация футбола же продолжила настаивать на том, что причиной пропуска игр с Финляндией и Боснией было мышечное повреждение, полученное в игре с Украиной — что на самом деле могло быть правдой, так как дисквалификация не начинается с момента уведомления игрока и открытия дела, а лишь с официального вынесения вердикта, до которого ещё могут быть долгие месяцы. При этом федерация сразу же подтвердила, что произошедшее не коснётся результатов последних матчей, и никакие переигровки и технические поражения сборной не грозят.
Какая дисквалификация ждёт Валиуллина?
Не зная вещество, обнаруженное в допинг-пробе Валиуллина, рассуждать об этом с доказательной базой невозможно. Самый оптимистичный прогноз — три месяца, которые совсем недавно получили два игрока "Зальцбурга" Секу Койта и Мохамед Камара. В их случае удалось доказать, что игроки не подозревали, что приняли запрещённое вещество — таблетки-диуретики им подсунул врач сборной Мали, желавший облегчить пребывание на высоте порядка 1600 метров в Намибии (что само по себе странно: это известный метод борьбы с горной болезнью в альпинизме, но ниже 2000 метров он не применяется за ненадобностью).
Стандартный сценарий — как в недавнем случае бывшего игрока "Ростова" Владимира Обухова. Он активно сотрудничал со всеми компетентными органами и получил всего шесть месяцев дисквалификации.
Могут быть и осложнения: если вещество действительно может дать хотя бы минимальное преимущество в спортивном плане, а в деле есть какие-то нестыковки, то сроки начинают повышаться. Так, вратарь "Аякса" Андре Онана попался на диуретике фуросемиде, известном своим использованием для сгонки веса или в качестве маскирующего агента для любых других запрещённых веществ. Его история оказалась менее стройной, чем у малийцев Койта и Камара: он оправдывал попадание фуросемида в свою пробу тем, что случайно принял таблетки своей жены. За что получил бан на 12 месяцев.
Не помогает и уход от работы со следствием: ещё один казахский футболист Бауыржан Исламхан ни с кем сотрудничать не стал и получил аж два года, фактический максимальный срок для первой допинговой дисквалификации в карьере. По правилам ФИФА формальный максимальный срок составляет четыре года, но получить его надо ещё постараться, и на практике такое не применяется.
Нередко строго караются и рекреационные наркотики, пожалуй, наиболее частая группа веществ, обнаруживающаяся в допинг-пробах футболистов: все мы помним два года Романа Ерёменко или ставшие уже далёкой историей длительные дисквалификации Диего Марадоны в начале девяностых.
Возможна ли переигровка матча или техническое поражение?
Скорее всего, нет. Ни один из последних случаев подобного рода не оказывал никакого влияния на результаты игр — игроки просто получали свои дисквалификации, без каких-либо переписываний протоколов задним числом.
При этом нередко получается так, что футболисты продолжают играть за свои клубы до момента вынесения приговора: к примеру, всё тот же случай в "Ред Булл Зальцбурге" с малийцами Койта и Камара рассматривали более двух месяцев после первичного уведомления клуба о произошедшем, и всё это время игроки спокойно выступали в национальном чемпионате. Андре Онана и вовсе прождал с сентября по февраль, но в его случае публике достоверно не известно, в какой момент игрок и клуб были уведомлены, так как "Аякс" максимально хранил тишину до вердикта.
Как вообще происходит допинг-тестирование в футболе?
Как и в любом виде спорта, есть два вида тестирования: в соревновательное время и вне него.
В соревновательное время, как правило, это происходит в матчах под эгидой УЕФА или ФИФА: именно это случилось с Валиуллиным, который попал под тестирование после матча Лиги Конференций против "Жилины". После каждой игры на европейском уровне пара-тройка игроков случайным образом попадает под выборочное тестирование, проводящееся национальным антидопинговым агентством. Точно так же попался в своё время и Роман Ерёменко: его проверили после матча ЛЧ с леверкузенским "Байером" в Германии. Национальные же чемпионаты делают это крайне редко и сводят процесс к чистой формальности по причине общей "чистоты" футбола как спорта.
При этом все спортсмены, попадающие в базу Международного антидопингового агентства WADA, могут быть выбраны для тестирования во внесоревновательное время. Но в отличие от лыжников, пловцов или бегунов, к которым допинг-офицеры регулярно наведываются в гости в шесть утра домой, в футболе подобные случаи единичны. И тем не менее, и они приносят плоды: Андре Онане не повезло именно таким образом.
Допинг в футболе вообще возможен?
Футбол, как мы знаем, это вид спорта, основанный на рывковой деятельности и координации. Да, большая выносливость и укрепление мышц могут помочь справляться с ритмом современного футбола с матчами через два на третий, но волшебных таблеток, которые могут в одночасье научить лучше обрабатывать мяч или находить решения для открывания, ещё не изобрели.
Поэтому по своей сути футбол будет оставаться видом спорта, в котором эта проблема никогда не станет главной. Да, рекреационные наркотики неискоренимы, и случаи попадания в поле зрения допинговых агентств с ними будут периодически случаться. Да, отдельные случаи вроде описанных в статье тоже будут происходить, по собственному ли незнанию спортсмена или из-за недостаточной квалификации медицинских работников. Но только и всего.
ФИФА тестирует спортсменов на своих соревнованиях с 1996 года. УЕФА выполняет в год более 1600 проб, и лишь единицы оказываются положительными. Так что в современном футболе немало проблем, но эта совершенно точно не должна стать ещё одной головной болью.
***
Ещё тексты:
Любовь, надежда и вера. Что изменилось при Валерии Карпине в сборной России
Рональд Куман – тренер вредитель? Голландец конфликтует с президентом, мешает развитию воспитанников, сливает игроков
Сделал невозможное. Вернидуб вывел Шериф в ЛЧ, когда в него не верил никто
Уважаемая Анна ! Вы сами прочитайте, что написали.